понедельник, 10 июня 2013 г.

От продавца художественного магазина до владельца студии. История художника Вячеслава Родэ.

Сегодня я хочу поделиться историей о нашем современнике, который делает большой вклад в развитие моего любимого направления в декораторстве - росписи стекла, и я верю, ещё войдет в историю И одновременно это история успеха Художника и Учителя (в том числе и моего), которая ещё раз подтверждает, что если идти к своей цели, не сворачивая, то рано или поздно всё получится
Статья, которой я хочу с вами поделиться, написана моей хорошей знакомой Ириной Лисаченко, которая в силу своей природной скромности стесняется выкладывать её в сети, как, впрочем, и свои работы, которые, на мой взгляд, заслуживают того, чтоб их увидели. Но это уже другая история Далее речь будет идти от лица Ирины.

Некогда, волей случая, в одном из художественных магазинов я познакомилась с художником Вячеславом Родэ. Он оказался  худощавым молодым  человеком, очень общительным и открытым. Размашисто жестикулируя, Вячеслав на все стороны консультировал клиентов, среди которых была и я. Увидев чем он занимается (его работы были выставлены на продажу), я удивилась: «Что этот талантливый художник делает в магазине?» - мне  захотелось попасть к нему на мастер-класс. Накопив энную сумму, я отправилась на МК по Венецианской росписи, и осталась довольна,  не остановившись  на этом,  продолжая  посещать его мастер-классы. Постепенно наше знакомство переросло в дружбу. Поначалу я и представить себе не могла, что все эти техники были придуманы  одним человеком, но чем больше я общалась с Вячеславом, тем больше я понимала, что он не только профессиональный художник, но и хороший  учитель. Он  способен  видеть в самых обычных и простых вещах необычное.
Пример Венецианской росписи

 Однажды разговорившись за чашкой кофе,  я узнала, как все начиналось, как Слава пришел к витражной росписи, как он упорно  исследовал материалы, сколько труда он вложил в свои  витражные технические поиски, сколько было сделано пробников (и неудачных в том числе, все удачные мы знаем), было положено 7 лет плодотворного труда, чтобы появились все эти витражные технические приемы. Я  не удержалась,  и мне захотелось написать биографию Вячеслава.
Насколько мне известно, родился Вячеслав в столице Эстонии Таллинне  12 августа 1981 года,  у него есть брат с разницей в 5 минут.  Талант  к рисованию обнаружили,   когда ему было 4 года, воспитательница в детском саду заметила, что ребенок рисует все, что видит, в том числе и необычную для детей  динамику.  Именно с этого времени родители решили,  что он станет художником,  да и сам  он, особо не  отбивался.  Поступить художественный вуз  в Эстонии русскоязычному мальчику в то время было почти нереальным.  Тем не менее он готовился, несколько лет занимался в кружке по рисованию при бывшем Доме пионеров, которым руководила эстонская художница по фамилии Халлику. Возможно, именно тогда у юного  Родэ   начали  формироваться особенности  видения предметов в области прикладного искусства.  Должна сказать, что эстонское прикладное искусство   отличается  особенным видением красоты,   работы очень лаконичны  и показывают не столько красоту и перегруженность декора, сколько выявляют красоту самого материала.
                Развал союза привел к массовой миграции населения из Эстонии.  В 1994 году семья уехала на постоянное жительство в Украину.  Именно у нас на Украине открылась возможность к  дальнейшему творческому развитию.  Год  частных уроков,  и подросток поступил в Киевскую Художественную школу № 2.  Попытки поступить в республиканскую  были малореальными, ибо  как вы сами понимаете, украинский язык он тогда знать еще не мог.  После окончания художественной школы Родэ поступил в Киевский Государственный институт декоративно прикладного искусства и дизайна им. Бойчука.  Учился на факультете Керамики и скульптуры. Институт Бойчука славится тем, что дает очень обширные знания  именно в области прикладного искусства.   В институте Вячеслав особенно  увлекся орнаментами и росписью. В какой -  то степени само украинское видение красоты смешалось с эстонским видением материала.  Учился у таких известных художников как Одайник,  Грудзинская (керамическая плитка по её эскизам украшает  станцию метро «Крещатик» в Киеве), Черниченко и других . Окончил институт весной  2006-го года.
                За несколько дней до сдачи диплома произошло знакомство, которое повлияло  на дальнейший творческий путь Родэ. Кстати, фамилия Родэ, это реальная фамилия,  взятая по матери, как оказалось она немецкая и ударение на самом деле падает на «о» хотя  по мне на «э» звучнее. Так вот, однажды в вуз пришла студентка - экономистка  Валентина и предложила ему попробовать рисовать по стеклу.  Как рассказывает Родэ,  пошел он в эту маленькую начинающую мастерскую чисто из любопытства.  Идея создания  дешевой подделки витража Тиффани не очень  его вдохновляла, но  он решил поработать в этой мастерской до того момента,  пока не создаст свою керамическую мастерскую. Но как мы уже видим сегодня, этого не произошло.  Валентина, будучи более грамотной в экономическом плане, понимала, что для успеха ее мастерской на работу нужно брать только художников с образованием.  Витражная роспись тогда была очень молодой и сомнительной отраслью.  Клиентами были те, у кого не было денег на классический витраж.  Сам процесс росписи заключался только  в нанесении контура и заливки краской, что многие делают до сих пор.
                 Но однажды на пластиковой тарелке краски смешались в причудливый рисунок, напоминающий  поверхность гранита.  Гранитная техника стала не только первым изобретением Родэ, но и самой идеей, что  витражная роспись должна стать технически  более совершенной, и не обязательно, что бы она была похожа на витраж.  Родэ начинает исследовать краски и их свойства, создавать первые техники.  В 2007 появилась его классификация красок, которая упрощала понимание, куда и в каких случаях применять  техники, и первые несколько десятков техник.  Он ввел такие понятия, как техники витражной росписи: многослойные  и однослойные.   С  его первых, еще простых  работ он постоянно  расшатывает столетние каноны витражной росписи, как подделки  витража.    Вот как рассказывает он часто на своих уроках:  «Я пытался найти каноны в витражной росписи  и вывернуть их на изнанку».  Таким образом, появилась его пробная работа  - портрет чернокожей женщины.  Не цветная,  объемная и непрозрачная,  без  контура совсем (кстати, эта работа была первой попыткой создания глухого и бесконтурного витража).
                Появление непрозрачной и полупрозрачной витражной росписи  изначально воспринимали достаточно скептично, однако уже через полгода она стала часто применяться при создании витражной росписи.   В 2007  году появилась первая техника «игры» с оптическими эффектами.  Начинают появляться первые рельефные структурные техники.  В  этом же году  его приглашают преподавать  необычную  витражную роспись  в одном из арт-бутиков Киева.   В первом анонсе мастер-классов  директор магазина  написала  слова, которые нам так знакомы: «Техники Родэ» и «Школа витражной росписи».  Согласитесь, это лучше, чем ранний термин « Славины техники».  Уже через месяц Вячекслав решил работать в магазине. Появился  доступ ко всем краскам, и соответственно, возможность их исследования.
                 Первые уроки витражной школы  стоили 90 гривен (на тот момент чуть больше 15 долларов),  и на них приходило 1- 2 человека.  «Я получал 30 гривен с человека», - смеется Слава сегодня.  Но количество техник росло,  появилась их классификация, родились еще десятки техник:  янтарная,  двухслойная рельефная, керамическая и многие другие, о которых он давно написал в своем блоге.  Цены на его мастер - классы начали быстро расти. В его арсенале скопились многочисленные законы и оптические секреты.  Именно находясь  в магазине,  он создал венецианские техники витражной росписи.  Работа в магазине была, бесспорно, очень полезным опытом для Вячеслава.
   Накопив денег, он и его ученица Галина Березовская,   открывают свою первую мастерскую витражной росписи на территории ВДНХ.   Однако раскутиться не успели.  Создав несколько крупных проектов,  они вынуждены были закрыться.  Наступивший кризис  остановил строительство в Киеве и пригороде, что разорило немало художников и дизайнеров.  Родэ вынужден был вернуться работать в художественный магазин.  Но проработав там всего несколько месяцев, окончательно  принял решение углубиться в преподавание витражной росписи.   Так появился  его первый блог Школа витражной росписи   и первый сайт Центр витражной росписи.
Вдвоем с художницей и дизайнером  Татьяной Гордиенко  Родэ открывает новую мастерскую в помещении бывшей парикмахерской.  Именно  тогда стала актуальной проблема выгорания витража, так как окна мастерской выходили на солнечную сторону. Все витражные краски выгорали на солнце, и возникла необходимость искать способы  решения этой проблемы.  Появился его стиль «Альбинос»,  создавший не только новый уровень качества, но и внешность, и приятную для них цену.  Теперь витражная роспись не выгорала на солнце.  Школа витражной росписи тоже росла,  на ее уроки начали съезжаться со всей Украины.  За один  урок Родэ стал получать свой некогда месячный заработок в магазине художественных товаров, а большой курс имел обороты до 40000 грн.  Появились ученики из России, Канады, Японии,  Польши и других стран.   Появились новые направления витражной росписи: «средневековые» техники,  имитация «слюдяного» стекла и многое другие. На тот момент техник было более 150 штук. ( По информации интернет-журнала UBR)
 Портрет Татьяны Гордиенко работы Вячеслава Родэ
                   Пример работы в технике "Альбюинос" (деталь интерьерной перегородки)

2011г.- Выходит публикация статьи Вячеслава Родэ «о псевдо витражах»  на сайте известного профессора Татьяны Княжицкой, она отзывается о работах студии Вячеслава Родэ, как о работах, выполненных на высоком техническом уровне, достойных стоять в одном ряду со своими «собратьями», созданными в традиционных техниках витража. А оценка  такого специалиста, согласитесь, дорогого стоит.
   К большому сожалению, наряду с признанием, начинаются и первые конфликты за авторские права. Под его «окном с русалкой» на Украине и в России подписалось 6 разных студий.  Кажется из- за нарушения авторских прав  закончилось   и сотрудничество с магазинами.   Сегодня у Родэ персональная мастерская закрытого типа, где обучение проходит основательно и очень недорого.   Доступ  в мастерскую, к сожалению, открыт не для всех (опять же причина - авторское право).  Редко, но все же проводятся мастер-классы.  В студии у Родэ работает и учится 12 человек.   Планируются студийные выставки.  Создаются новые проекты.  Сегодня существуют десятки студий, как при магазинах, так и отдельно, где его ученики и ученики его учеников преподают техники витражной росписи по всей Украине и за ее пределами.

                                         Кусочек мастерской

Сейчас Родэ работает над новым, более профессиональным и художественным методом витражной росписи, который обещает скоро показать.  Недавно он  создал витражный закон, который превращает набор техник в реальную и гармоничную композицию. Негласно  в мастерской его называют «принцип витражной относительности».  К сожалению, его он пока не публикует,  но его простая суть  позволяет создавать действительно особенную витражную роспись.
Сегодня техниками Родэ часто спекулируют,  заставляя ученика покупать бесчисленное множество материалов, однако техника не более чем форма заполнения рисунка. Нужно уметь отличать реальную информацию от  рекламы материала.  Например, последняя работа Родэ продалась за 5500грн. при затрате на материалы  - 120 грн.  Суть не в техниках, а  искусстве (умении) их использовать.  За 7 лет работы Родэ  проделал путь от продавца в магазине до владельца студии, наступая на всевозможные грабли, сделав множество ошибок, о которых часто предупреждает нас (хотя не все слышат.) Работа, проделанная им - это фундамент, который  изучают сегодняшние мастера на своих первых уроках.  Но как считает сам Вячеслав, его цель  научить  своих учеников рисовать лучше чем, он сам.
Ученик должен превзойти учителя! Если бы этого не происходило, мы бы до сих пор рисовали мамонтов в пещерах,— говорит Вячеслав Родэ.

От себя ещё хочу добавить, что я очень благодарна Вячеславу за то, что он может в кажом своем ученике разглядеть индивидуальность, помогает развить свой собственный стиль, вовремя подсказывает и направляет в нужную сторону:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий